понедельник, 8 августа 2011 г.

Воспоминания инженеров, часть 7



Тут к треду присоединяется Билл Ботрелл — весьма известный и колоритный (см. фото) товарищ, работавший с Майклом много лет сначала как инженер, а потом как продюсер и соавтор.
Также попадаются редкие комментарии от Дейва Уэя (Dave Way), про которого я не нашла никакой конретики кроме того, что он в принципе сотрудничал с MJ.

Билл Ботрелл: Я пришел сюда, чтобы поделиться своим опытом работы с Майклом Джексоном и прояснить вопросы, связанные с авторством песен. Мне выпало провести с Майклом многие годы и я ценю каждую минуту. Вообще я из тех людей, которые всегда идут вперед и не оглядываются на старое, так что, как правило, «наследие» меня не интересует. Но когда умер Майкл, я понял, что не могу не вспомнить его, потому что это — история.

Как вы начали работать с Майклом?

Билл: Я занимался подготовкой ремиксов, которые мне приносил Джон Макклейн. Это было на ранних этапах его карьеры, и он тогда мне усердно помогал. Он учился в школе вместе с Джексонами и убедил их, одного за другим, что я — лучший. Я начал с соло-альбома Джермена, затем занялся альбомом Victory. В это время я и встретил Майкла: он принес мне записанные с Фрэдди Меркьюри кассеты State Of Shock, чтобы я смикшировал трек.

Моему другу очень нравится песня Monkey Business. Это его самая любимая песня у MJ, и он хотел бы знать, о ком или о чем Майкл в ней поет. Он также интересовался, не под влиянием ли Принса Майкл написал эту песню.

Билл: Майкл говорил, что это чисто выдуманный сюжет, вернее даже ощущения бедных южан, которые проделывают грязные делишки друг с другом. Не знаю, было ли в этой песне что-либо автобиографичное, но полагаю, что название не подсобило ей в выпуске после того, как она не попала в Dangerous.

По поводу MJ и Принса: YouTube — Michael Jackson, James Brown,and Prince on stage (1983) Хаха

Роб: Не знаю насколько это существенно, но MJ и Принс встречались и во время HIStory. Правда, нас всех тогда выгнали из комнаты (по просьбе Принса, не MJ), так что я не знаю, о чем был разговор.

Билл, вы много работали с Шерил Кроу. Она что-нибудь рассказывала о своем дуэте с Майклом?

Билл: Майкл говорил мне, что его задели некоторые публичные заявления Шерил об участии в его туре. Так что я работал с ними независимо и не влезал в их отношения друг с другом.

Роб Хоффман рассказал, что когда приходил Слэш, Майкл разрешил ему покупать выпивку и сигареты. А у вас есть какие-нибудь прикольные истории про сессии со Слэшем для Dangerous? Сколько раз он сыграл сольную партию для Give in To Me? В многочисленных интервью Слэш говорил, что записал две песни для этого проекта. Вы не помните название второй песни?

Билл: Да, я тоже помню выпивку и т.д. По большей части запись прошла очень гладко. Слэш хотел привезти своего инженера, и мне эта мысль не очень нравилась, но я уступил. Второй песней было «вступление» к Black Or White — сцена, которая по сценарию идет вначале. Список исполнителей потом напечатали так, что было непонятно, кто сыграл на гитаре в Black Or White. На самом деле Слэш сыграл вступление, а я — саму песню.

Вы классно прочитали рэп в Black Or White. Перед тем, как вы его записали, рассматривал ли Майкл кандидатуры других рэпперов?

Билл: Нет, это была моя демка, записанная чтобы продемонстрировать MJ сочиненный текст. Он сразу в нее влюбился, к моему большому удивлению, и с тех пор мы нее не трогали.

Так значит, это голос Билла Ботрелла читает рэп на “Black Or White”? В справочной информации указан некто “LTB”, но я никогда не слышал о таком рэппере… Всегда гадал, кто же это.

Билл: "LTB" расшифровывается как "Leave It To Beaver" — это отсылка к моему культурному наследию. Урок усвоен: не стоит шутить со списком исполнителей...

Однажды я читал теорию о том, что будь на то воля Майкла, он бы повторял ритм бесконечно, «гипнотизируя» слушателя/танцора. Концовка Dangerous очень повторяющая (и затягивающая — меня, во всяком случае). Майкл не говорил вам, что хотел бы сделать эту песню длиннее?

Билл: Да, наверное… Who Is It — пример, лучше иллюстрирующий эту гипотезу, хотя я заметил, что кто-то заметно подсократил ее в последующих релизах, отчего песня немного потеряла в мрачной драматичности.

Сколько всего песен вы написали для Майкла? И сколько записали вместе с ним? Были ли какие-нибудь «жемчужины», над которыми вы работали и которые мы еще можем услышать в будущем?

Билл: Я написал Monkey Business, Dangerous, Black Or White и Give In To Me.
Основная моя работа в период Dangerous — это песни Black or White, Earth Song, Dangerous, и Monkey Business. Who Is It и Give In To Me были поздними цветками, и там, по моим личным ощущениям, мое влияние было не столь велико. Я расстроился, когда Monkey и Earth не попали в альбом, но в конце концов пережил это.
Надо посмотреть свои пленки на предмет того, что там еще есть, я так не помню. Помню, что "If You Don't Love Me" всегда была у нас осиротевшим треком, а потом кто-то слил ее на Youtube и теперь она забавно звучит. Еще был "Streetwalker" — вот настоящая сиротка. Я собрал этот трек, когда MJ был в Bad-туре. Засел в Smoketree на пару недель, проиграл весь материал, а мой друг Джейзан Марц пришел и сыграл блюзовое соло на губной гармонике. Когда я выслал песню Майклу, он сказал: «Билли, эта гармоника вульгарна» (не в хорошем смысле). Так что я махнул рукой на эту вещь. А неделю назад обнаружил, что ее выпустили! Прямо как есть.

Ходят слухи о каверах Beatles, которые вы якобы записали с Майклом. Я читал, что Майкл записал десятки песен Beatles (по меньшей мере в виде демо). Предположительно проект должен был называться "Strawberry Fields Forever". Это правда? Если да, сколько именно песен записал Майкл и выпустят ли их когда-нибудь? Похожи ли они были на оригиналы, или вы с Майклом изменили аранжировки в каверах?

Билл: Во время сессий Bad Майкл однажды вечером попросил меня отвезти его домой в Вествуд. По пути мы проиграли много песен Beatles — они были собраны у него на кассете. Мне показалось, что он сильно ими заинтересован, и я сказал, что стоит взять Come Together. За пару дней я собрал трек из нескольких гитарных партий и сырых миди-сэмплов (это был 1985 год). Я никогда не предполагал выпускать трек в таком виде. Они выпустили его сами, не сообщив мне, и я до сих пор даже не знаю, что гласит список исполнителей.

Come Together сначала использовали в фильме Moonwalker и выпустили на B-стороне сингла Remember The Time. Список исполнителей там такой:
«Продюсер — MJ, со-продюсер, инженер звукозаписи, гитара и ударные — Bill Bottrell».
Список исполнителей для отредактированной версии, выпущенной на HIStory, найти не удалось: там указаны исполнители не для каждой отдельной песни, а для всего второго диска целиком. В этом списке вы упомянуты. В строке Production указано: "MJ и Bill Bottrell"

Билл: О, спасибо! Юридически он не обязан был упоминать меня в списке, но упомянул!

А в интернете ходили слухи, что вы начали работать над Come Together без разрешения MJ, но когда он услышал, что получилось, ему понравилось. Выходит, это неправда? Были ли планы выпустить альбом с каверами Beatles до Bad, как заявляют некоторые источники?

Билл: Нет. Я помню все так, как описал выше: его идея.

Я годами задавался вопросом, почему Come Together попала в HIStory. Ведь эта песня уже выпускалась на сингле Remember the Time в 1992 году, и, как и многим фанатам, мне показалось, что она не подходит к другим песням с HIStory. В результате такое ощущение, что альбом разделен на две части: первые 7 песен, потом Come Together и последние 7 песен. Что скажете?

Билл: Я, наверное, буду единственным человеком, жалующимся на то, что что-то из его совместных с Майклом проектов выпустили, но… Будучи инженером, я сделал много такой работы, к которой даже не притронулся бы после того, как взял на себя обязанности продюсера.
В случае Майкла "Come Together" попадает как раз в эту категорию. Формально я был всего лишь инженером, я сыграл и собрал трек в сыром виде и никогда даже не думал о нем, как о материале, пригодном для релиза. Но Майкл поддержал, мотивировал меня, изменил мою жизнь… и выпустил его.

Майкл не говорил вам, почему он перестал работать с Куинси после Bad? Чье это было решение?

Билл: Майкл рос, ему хотелось экспериментировать, и сцена Westlake связывала его. Он где-то года на полтора (с перерывами) нанял меня и Джона Барнса для работы в его домашней студии. Мы программировали, собирали треки для альбома, отсылали результаты на двухдюймовке в Westlake, а они там по своему усмотрению добавляли всякие струнные и духовые партии. Так Майкл начал проявлять творческую независимость, как тинэйджер, оставляющий родное гнездо.
В конце концов меня уволили с Bad, но Фрэнк Дилео пригласил меня на ланч и сказал: «Не волнуйся, на следующем альбоме ты будешь продюсером». И они сдержали слово.

У меня был вопрос по поводу "They don’t really care about us". Я слушал ее сегодня в студии… Ударные там звучат отлично, но микс показался мне странным: вокал Майкла — очень тихий, кроме тех мест, где вступает импровизация: вот эти части супер-громкие и супер-протяженные. Спецэффекты тоже ОЧЕНЬ ГРОМКИЕ по сравнению с остальной частью песни — это что, я один слышу? Это Майкл хотел смикшировать песню так? Я обожаю эту песню, но едва слышу вокал Майкла в куплетах. Или дело в моих настройках?

Роб: Лучше всего на это может ответить Брюс, но MJ присутствовал на каждом миксе. Он обычно слушал на SSL сырой микс, который потом дорабатывался во время трекинга. Потом Брюс улучшал микс, потом добавлялось еще что-нибудь и Брюс обновлял его по мере необходимости. Но ничего не шло на мастеринг без одобрения MJ. Так что можно с уверенностью сказать, что все, что вы слышите в "They Don't Care About Us", сделано ровно так, как хотел слышать Майкл.

Как видно из клипов с битбоксом и многих песен, у Майкла было очень точное чувство тайминга. Он как будто управляет ритмом. Интересно, вы использовали вокал MJ как ритмичную основу на ранних стадиях процесса? Как MJ работал с ритм-секцией?

Роб: Всегда. Во время HIStory и Blood мы использовали вокал и битбокс MJ как основу для всех наложений, из которых составляли треки. В большинстве случаев Майкл сам пел музыкантам все партии, какие считал нужным. Если он не мог присутствовать лично, то напевал их на пленку.

У меня вопрос к Биллу Ботреллу о песне Dangerous. Во-первых, я не могу передать вам свой восторг! Эта песня — настоящий шедевр, я никогда не устану ее слушать. Наверное, это мой самый любимый трек у MJ (и Майклу он, похоже, тоже особенно нравился). Я заинтригован эволюцией этой песни с тех пор, как я впервые услышал демо в середине 90-ых. Альбомный трек довольно заметно отличается от демо (сильнее, чем у многих других композиций). Мне интересно, чем было вызвано такое изменение в аранжировке этой песни? На мой вкус обе версии — просто классные: демо звучит больше в стиле 80-ых, но на ней удивительно сложные ударные секции (кажется, будто они страшно искажены и идут в разнос по всему треку). Это дает незабываемые слуховые ощущения, весьма отличные от более грубого, жесткого, вызывающего ритма на альбомной версии. Кто принял решение так сильно изменить стиль, как это произошло и почему?

Dave Way: В целом это из-за того, что Тедди Райли попросили поработать над песней. Я не слышал то демо, о котором вы говорите, но предположу, что это одна из ранних версий Билла. В какой-то момент Тедди попросили (уверен, что сам Майкл попросил) взять песню, и он ее переделал. Я не помню, попали ли какие-то элементы Билла в финальный микс. Судя по составу исполнителей, нет, но этот список не всегда верен. Билл, наверное, знает.

Роб: Насколько мне известно, замечание Дейва справедливо по отношению ко многим песням с Dangerous. Альбом двигался совсем в другом направлении до того, как в проект пришел Тедди. Но когда MJ начал работать с Тедди, того попросили внести свою лепту во многие уже начатые треки, а также написать свои собственные. Может, Билл и Брюс подскажут подробнее…

Я бы очень хотел знать, кто участвовал в записи студийных ремейков Dangerous для «живых» выступлений: AMA 1993 года, MTV VMA 1995 года и так далее.

Роб: Во многом идеи исходили от хореографов, работавших с MJ. Мы получали видеозаписи с репетиций и должны были редактировать их и добавлять звуковые эффекты на основе их танца. Хореографы даже приходили в студию, чтобы нам в этом помочь. Это очень интересный способ написания музыки: когда позволяешь зрительному ряду формировать звучание песни.

И весьма революционный для того времени, разве нет? Я не специалист в этом вопросе, но никогда не слышал, чтобы другие поп-артисты использовали подобные техники. Хотя, может, я ошибаюсь? Звуковые эффекты в «живом» выступлении Dangerous особенно выделяются: они практически стали частью ритма композиции (жест, стряхивающий с плеча, щелчки, звуки во время переворота танцора и т.д.). Делал ли кто-нибудь такие вещи до этого, или это были эксперименты, Роб? Смотрели ли вы по ходу дела, что выходит удачно, а что — не очень, пробовали ли разные варианты? Или кто-то (например, Майкл) с самого начала точно знал, как все должно получиться?

Роб: Я никогда раньше не видел, чтобы подобное делалось, за исключением отдельных частей видео Thriller и всех этих перкусионных звуков, которые появлялись в вокальных треках Майкла. При создании треков для видео и тура MJ обычно диктовал, какие звуковые эффекты должны выделяться, и мы пытались подобрать эффекты из библиотек и записанные нами кастом-сэмплы к тем звукам, что были у него в голове. Иногда он просил что-то очень конкретное, иногда мы были предоставлены сами себе. В фильме Ghost есть довольно продолжительные отрывки, которыми я занимался практически самостоятельно, подбирая записанные и библиотечные сэмплы к видео со съемочной площадки.

Роб, спасибо за информацию. Почему-то я совсем упустил из виду Ghosts, когда думал об использовании Майклом звуковых эффектов в танцевальных номерах — он же полон их! И как отлично они интегрированы в мелодию! Можете подробнее рассказать о создании Ghosts и об участии Майкла?

B раз уж вспомнили о Ghosts: вы участвовали в ремикшировании "2Bad", "Is It Scary" и "Ghosts" для фильма? Если да, расскажите, почему были сделаны эти легкие вариации и по чьей просьбе? И верно ли, что вы вставили сэмпл/кусок с первыми аккордами "Bad" 1987-го года в партию "2Bad" для Ghosts?

И немного оффтопик, но все же имеющий отношение к делу: музыка в видеоклипе Ghosts включает часть, где вурдалаки начинают маршировать вверх по стенам. Ритм для «топанья», использованный в этой сцене, всегда напоминал мне ритм из песни Bee Gees 'You Win Again'. Совпадение? Вы работали над этой оркестровой секцией, Роб?

Роб:Я участвовал в создании всего фильма "Ghost" целиком. Ремиксы — это, конечно, была задумка Майкла. Кажется, сэмпл "Bad" появился из набора сэмплов в EIIIxp, которые Брэд Баксер создавал еще для тура. При подготовке ремиксов мы всегда начинали с альбомного микса и заглушали все, кроме ритма, чтобы выстроить основу. Потом MJ говорил нам, что именно и в каких местах хочет услышать. Замечания MJ обычно записывались на диктофон Брэда прямо на съемочной площадке. Иногда они танцевали под клик-трек, а мы высчитывали размер, чтобы выстроить очертания композиции. На этом этапе в процессе участвовали Эдди Делена, Брэд и я.

Звуковые эффекты были выстроены как последовательности на основе сырых дублей видео. Насколько я помню, это делалось в Studio Vision и писалось в Pro Tools. Повторю, они для этого танцевали под клик-трек.

Сходство с Bee Gees действительно заметное, но я никогда не слышал, чтобы MJ на них ссылался. В отношении «топанья» он всегда ссылался на квиновский "We will rock you". Так что да, это совпадение. Эти звуки топанья — это сэмплы с альбома HIStory и кастом-сэмплы, которые мы записали в студии Royaltone с танцорами Майкла.

Все, что касается оркестра и хора, сделано Николасом Пайком. На синтезаторе мы подредактировали только одну оркестрово-хоровую секцию — ту, где призраки спускаются с потолка. Вначале это был просто хор, но позже мы с Брэдом добавили синтезаторы. Кажется, это были в основном "pop oohs" из библиотеки EIII и, может быть, еще "Lovely Vox" из JD-990.

Не помню, задавал ли я уже этот вопрос, но присутствовали ли вы на записи/микшировании "Tabloid Junkie"? Если да, можете немного рассказать об этом? Создавал ли MJ демо к этой песне перед тем, как записать финальную версию? Очевидно, если такая вещь существует, она спрятана где-то в «хранилище», но я бы жизнь отдал за то, чтобы услышать целый трек битбокса или раннюю демку "Tabloid Junkie", сделанную Майклом. Было бы здорово… короткого отрывка на Youtube мне мало!

Роб: Я немного присутствовал на записи: большая часть этого трека была написана Джемом и Льюисом еще до того, как мы его услышали. В качестве демо выступал просто их трек — на ранних стадиях вклада MJ в эту песню не было.

Вопрос ко всем инженерам: вы не могли бы помочь мне прояснить некоторые даты записей? Меня интересует, когда были записаны альбомные композиции, включая невыпущенные.

Роб: Для HIStory все было записано между январем 94-го и апрелем 95-го, кроме "Earth Song" и "Come Together", которые мы достали из архивов и только закончили во время HIStory.
Может быть, была еще пара демок, записанных во время тура, до 94-го года, но они не попали в альбом.
Ghost и Blood on the Dancefloor были записаны в 96-ом, но, конечно, все треки с них были начаты тоже во время HIStory. Оригинальный трек Ghost — это трек Тедди, еще со времен Dangerous.

Я умираю от любопытства: снимали ли на камеру хоть какие-нибудь сессии HIStory?

Роб: Да, в общем-то, нет. Нас немного поснимали, когда брали интервью, но в целом сессии проходили без лишнего шума.

Я не могу сказать конкретно о DVD с концертом в Бухаресте, но часто для «живых» концертных DVD звук перезаписывают в студии. Во всяком случае по моему личному опыту работы с поп-исполнителями, и по опыту моих друзей.

Роб: Это зависит от группы… Я работал с несколькими (Шерил Кроу, Шер и другими) — практически ни для кого из них мы не перезаписывали звук. Иногда кое-где подправляли вокал или инструменты, но это все. Это на самом деле зависит от того, кто записывает шоу и насколько хорошо играет группа.

Про DVD MJ я не могу сказать, но знаю, что его группа играла под предварительно записанные или отредактированные треки в Pro Tools (а до этого — в Synclav). Все перезаписывать обычно не требуется, но какие-то доработки могут понадобиться.

На YouTube я видел записи с Майклом, где на заднем плане виден Akai MPC. Вы не знаете, умел ли он пользоваться секвенсером?

Роб: MJ практически не обладал техническими познаниями, во всяком случае, не демонстрировал их. Он знал, что «поднять» означает «сделать громче», и мог доносить свои пожелания очень четко. Если мы загружали звук в MPC, он мог слабать ритм, но вообще с аппаратурой не работал.

Роб, у меня, может быть, глупый вопрос, но во время записи "They Don't Care About Us" и особенно "D.S.", у Майкла на лице когда-нибудь читалось отвращение, рассекал ли он кулаком воздух — что-нибудь подобное было? Почему-то когда я слушаю этот альбом, и особенно "D.S.", у меня всегда в голове возникает такая картина.

Роб: Это был бы отличный вопрос для Эдди Делены, потому что вокал записывал он. Но обычно когда приходил Майкл, в студии было так темно, что вообще трудно было что-то разглядеть, особенно его самого в кабине.

Очень печально, что MJ настолько стеснялся своей внешности, что предпочитал работать в темноте…

Роб: По моему опыту большинство исполнителей предпочитают записываться так. Пение — это эмоциональный процесс: едва ли вам захочется, чтобы люди вас оценивали или, не дай бог, смеялись, когда вы пытаетесь обнажить душу.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий