Продолжение рассказов с формуа Gearslutz.
Предыдущие части: 1, 2, 3
Кое-где я сомневаюсь в переводе музыкального жаргона — там оставила в скобках английский вариант. Поправьте, если что не так.
Я слышал, Майкл играл на гитаре в "D.S.". Правда ли это и правда ли, что Майкл на самом деле спел "Tom Sneddon is a cold man" (об окружном прокуроре, который пытался его обвинить), но потом замаскировал этот факт, назвав песню "D.S." (Dom Sheldon)? Я думаю, что и слова песни с упоминанием Dom Sheldon напечатаны в буклете HIStory для того, чтобы скрыть этот факт и избежать судебного иска. (Кстати, ранний текст этой песни, написанный Майклом от руки и озаглавленный "T.S.", сейчас выставлен на аукцион — прим. пер.)
И еще, можете рассказать немного о том, как Майкл записывал бэк-вокалы с несколькими наложениями? Гармония в них просто невероятная!
Роб: "D.S."? Эту песню я комментировать не буду…
Он просто накладывал партии одну на другую; никакой автоподстройки, никакого редактирования. Вот так он умел делать! Потрясающе.
По поводу битбокса: можете поделиться какой-нибудь информацией о цепи записи и о том, какая обработка применялась? Полагаю, что сэмплы ударных все же использовались (хотя бы в качестве дополнения) — ведь звучание такое сильное и богатое!
Роб: На записи есть несколько мест, где идет один только битбокс, без обработки и наложений (в голову приходит "Stranger in Moscow"). Но часто мы просто брали полутактовые петли и клали их на ритм. Сильное и богатое? Это почерк Брюса!
Каким гелем для волос пользовался Майкл? Что он ел в студии? Какой у него был одеколон? (поскольку форум посвящен звукозаписи, вопрос собрал много лулзов :) — прим. пер.)
Роб: Насчет геля не знаю — чаще всего он был в своей знаменитой шляпе. Ел он обычно суши (с большим количеством васаби), когда вообще ел. Одеколоном каким-то пользовался, но марку не вспомню…
Роб, было бы очень интересно узнать о техниках микширования бэк-вокала MJ. Может быть, то, что вам кажется очевидным, для многих здесь станет откровением. Конечно, ясно, что качественные партии и аранжировки — ключ к успеху! А также гениальный ритм, музыкальность и исполнение такого классного вокалиста как MJ… Были ли у него бэк-вокалисты, с которыми он работал на регулярной основе?
Роб: Многое из того, что делал MJ, — это просто сочетание отличных аранжировок, его вокального таланта и магии Брюса. Никаких особых секретов тут нет. Брюс известен своим минимализмом по части обработки. Все достигается за счет баланса, точного выравнивания и отличных ревербераторов (EMT 250, EMT 252 и TC M5000). Минимум компрессии, а иногда и полное ее отсутствие.
В большинстве случаев все бэк-вокалы пел сам MJ. В "Money" присутствует еще пара человек, в "Scream" — MJ и Джанет, в "HIStory" — Boyz to Men, а в остальной части альбома, кажется, везде только Майкл.
Вокальная цепь была, в общем-то, одна и та же: с C800G в 1084, затем компрессор silver face 1176 выставленный в 20:1, чтобы сбить пики. Бэк-вокал для "Money" записывался с бюсовых fet47 в такую же цепь. Для бэк-вокала к "Scream" снова использовался C800g. На записи Boyz to men я не был, но почему-то мне кажется, что это был AKG The Tube. Их записывали в главной комнате Larrabee в присутствии Джимми. Если я ошибаюсь, то тогда значит это C12 или снова C800G.
Что же касается MJ, то все эти звуки, которые он издавал голосом, а также притопывания, щелчки пальцами и хлопки присутствуют в треках бэк-вокала. К тому времени, когда Майкл заканчивает партию сопровождения, у вас уже есть целый дополнительный перкуссионный ансамбль! Брюс все это оставлял в треках.
Брюс или кто-нибудь еще из ребят делал миксы для живых концертов Майкла? Они ведь всегда отличались от альбомных версий. И можете рассказать подробнее об удлиненных миксах: для каких песен были сделаны удлиненные версии и почему?
Роб: Мы брали миксы Брюса, загружали их в ProTools (обычно в виде стемов) и делали из них расширенные версии для концертов по указаниям MJ, Брэда (звукорежиссера), и иногда хореографов. На моей памяти песни, которые требовалось удлинить, отбирал MJ и хореографы.
Куинси Джонс говорил, что Майкл предпочитал работать в темноте и в одиночестве, когда пел эмоциональные песни. Вы были этому свидетелем?
Роб: Когда приходил Майкл, в студии всегда было очень темно. Света было так мало, что иногда мы едва видели аппаратуру. :)
Я помню, что видел Брэда Баксера, когда он работал с Майклом над фильмом "Ghosts" где-то во время HIStory. У него был клавишный пульт с записанными музыкальными эффектами и ритмом к "2Bad", и все идеи, которые приходили в голову Майклу, Брэд реализовывал прямо там, на месте. Получается, что все мелодии из студии сливались в этот пульт?
Вы работали над какими-нибудь треками для видео Ghosts? Я знаю, что в видео использованы версии песен "Ghosts" и "Is It Scary" с еще не законченной музыкой.
Роб: Я работал над всеми треками для короткометражки вместе с Брэдом и Эдди Деленой. Мы были в Record One в Шерман Оукс, когда снимали фильм. MJ и хореографы звонили и сообщали нам о необходимых изменениях, а мы оперативно доставляли их на съемочную площадку. В какой-то момент Брэд установил клавишный пульт прямо на съемочной площадке — для вдохновения и записи новой музыки, которую хотел услышать Майкл. Мы выстроили несколько наборов сэмплов из звуков, присутствовавших в записи, а также из сэмплов дополнительных эффектов, записанных вместе с танцорами в Бербанке, в студии, которая тогда называлась Royaltone.
Майклу очень нравилась песня "Owner Of ALonely Heart" группы Yes, и вроде бы сэмпл из нее использован в "D.S.". Может быть, я плохо слушаю, но я его не слышу. Это оркестровый акцент (orchestra hit)? Расскажите, пожалуйста.
И еще, вы что-нибудь знаете о студии, которая была у Майкла в Неверлэнд?
Роб: Да, это оркестровый акцент из "Owner of a lonely heart"…
Я никогда не видел студии в Неверлэнд. У нас была там вечеринка после окончания работы над HIStory, но, насколько мне известно, в то время студии не было.
Вы говорили, что выстраивали альбом HIStory после того, как записали более 40 песен. Были ли песни, которые попали в «окончательную редакцию» в последний момент?
Ходил слух, что "Come Together" включили в альбом перед самым выпуском вместо другой песни — это правда? Если так, то что это должна была быть за песня? (Может быть, "Face" или "Fear"?)
Многое ли поменяли при выстраивании альбома? Планировали ли с самого начала, что "Scream" будет первым треком, а "Smile" — заключительным?
Это Майкл настаивал на длине альбомов в 77:07 минут? (Dangerous, HIStory и Invincible — все длиной 77:07 минут.)
Роб: Я могу ответить на пару из этих вопросов. Под конец работы над альбомом нас сильно подгоняла Sony, поэтому в определенный момент мы устроили совещание с Брюсом, MJ и ключевыми людьми из команды и решили, какие песни будем заканчивать. Это было где-то за месяц до окончания альбома. В последнюю минуту ничего не решалось, хотя "Come Together" добавили уже на поздней стадии проекта. Насколько мне известно, никаких песен с названиями Fear или Face в альбоме было, если только это не какие-то неофициальные названия, которые были в голове у MJ.
Я думаю, 77:07 — это просто максимальная длительность, которую возможно уместить на CD.
Может быть, по остальным вопросам Джон что-то подскажет.
Джон: Как я уже упоминал, совещание, на котором мы с Майклом «торговались» в студии Берни Грандмена, нужно было лишь затем, чтобы сократить имевшийся у нас материал (около 83:00 минут аудио, насколько я помню…) до длительности, помещающейся на CD. Никаких песен, которые бы «попали в окончательную редакцию в последний момент» не было абсолютно точно. Брюс дал мне порядок треков и копии всех песен примерно за неделю до микширования. Я потратил некоторое время на создание пробных миксов, так чтобы у Майкла было несколько вариантов на выбор.
Выше я забыл упомянуть одну вещь. Как я уже сказал, Майкл очень не хотел ничего вырезать, хотя некоторые места прямо напрашивались. Например, был какой-нибудь кусок, состоящий из десяти тактов одного лишь ритма ударных. Я предлагал урезать его до восьми или даже шести тактов, но Майкл тут же заявлял, что каждый такт критичен. Также, как я уже сказал, там был Джимми Джем, который меня поддерживал и говорил, что песни звучат только лучше, если их немного подсократить. Но Майкла невозможно было сдвинуть с места. Всех нас спас Брюс, который зашел и авторитетно сказал Майклу, что я должен что-нибудь вырезать, иначе нам придется убрать с альбома одну песню: в формат CD невозможно вместить 80 с лишним минут. Он просто поставил Майкла перед фактом: надо либо убрать одну песню, либо внести изменения. С этого момента работа закипела, и в конце концов мы сократили аудио до размера, который помещался на CD.
Сомневаюсь, что Майкл добивался какой-то конкретной длительности альбома. Это была веселая ночка. Очень надеюсь когда-нибудь получить видеозапись для семейного архива!
Сегодня печальный день из-за этой мемориальной службы, но одна вещь меня ободряет. Я вижу, что в целом, говоря о смерти Майкла, люди концентрируются на всем том хорошем, что он привнес: на музыке, вокале, танце, благотворительной деятельности и т.д., и гораздо меньше — на эксцентричности, о которой столько писали. Тот Майкл, которого знали мы с Робом, был потрясающим человеком: вежливым, скромным, стремящимся постоянно совершенствовать свое искусство. И совсем не таким, каким его изображала пресса, — во всяком случае, в личном общении. Я думаю, мир многого лишился, потеряв его.
Роб, вы знаете, какие дополнительные песни предполагалось включить в HIStory в те времена, когда альбом еще планировался как сборник Greatest Hits?
Роб: Сейчас сложно вспомнить. Я знаю, что "Stranger in Moscow" была одной первых, над которыми мы работали, а также "Too Bad". "They Don't Care About Us" появилась рано, и, кажется, "D.S." и "Money". Но, насколько я помню, во время сессий мы не обсуждали, что должно было изначально попасть в альбом.
Очень интересно, как создавались эти гейтированные сэмплы малых барабанов (gated snare samples). Думаю, применялось сильная компрессия и гейтированная реверберация, да? Кто-нибудь знает? Это звучание малых барабанов появляется на альбоме Bad и на всех последующих.
Роб: В HIStory мы просто использовали имевшиеся у нас сэмплы, слегка компрессированные на SSL. Подобные эффекты можно услышать в поп-музыке и сейчас, например, у Бритни и Джастина. Гейтированной реверберации в HIStory не было.
Я хотел бы узнать, кто придумал клавишную партию для "Human Nature". MJ? Грег Ф? Ах, если бы только это был я…
Джон: Полагаю, Стив Поркаро, соавтор песни. Он замечательный пианист.
Роб: Да, наверное, Стив. Мы с ним обсуждали "Human Nature". По-моему, финальный вариант на альбоме MJ мало отличается от первоначального демо. Даже задержки вокала, которые у были у Стива в PCM-70, попали в микс.
Кажется, я где-то читал пост Брюса о том, что Майкл спел замечательную партию для "Smile" вживую с оркестром (что подтверждали в этом треде), но, хотя всем она показалась безукоризненной, сам он остался неудовлетворен результатом и сделал еще несколько вариантов записи.
Роб: Майкл записал несколько живых партий с оркестром, которые по всем стандартам можно было назвать великолепными. Позже в тот день он записал еще несколько, и, кажется, еще несколько на следующий день. В сумме у нас было, по-моему, 14 вариантов вокала для "Smile".
Помимо рэпа Notorious BIG'а на "This Time Around" есть ли в HIStory еще вокальные партии, записанные с первой попытки?
Какие партии на этом альбоме дались Майклу легче всего и какие — тяжелее всего? Сколько попыток ему обычно требовалось? (я не имею в виду бэк-вокал)
Роб: Не припоминаю других вокальных партий, записанных с первой попытки. MJ был перфекционистом: он всегда пел еще и еще. Уверен, какие-то куски первых записей попали в финальную компиляцию, но не могу сказать какие именно и в каких песнях. Майкл пел до тех пор, пока у нас не кончалась пленка.
Один из его недавних продюсеров (Will.I.Am или Akon, не помню точно) говорил, что Майкл перед сессиями по три часа тренировал голос. А был ли в те времена с ним в студии тренер по вокалу, и распевался ли он так подолгу перед записью?
Роб: Майкл всегда распевался с Сетом Ригсом перед записью вокала. Я не помню, как подолгу, но это были основательные разминки.
Я дотошный коллекционер всяких (официальных) ремиксов, и мне интересно, есть ли у вас какие-нибудь истории на эту тему. Были ли у Майкла любимые ремиксеры, которых он упоминал? Навился ли ему особенно какой-нибудь ремикс из тех, что для него сделали?
Я слышал много историй от Фрэнка Кераоло, который в то время был менеджером по набору артистов в Sony. Когда принесли ремикс "In The Closet", MJ спросил, почему Фрэнки Наклз и его команда назвали его "The Mission Mix". Фрэнк (менеджер по набору артистов) спросил об этом ФН, и тот рассказал, что очень сложно было положить вокал на темп хауса.
А Хани взялся за "Earth Song" вообще для развлечения. Фрэнк Кераоло, услышав об этом, связался с ним и попросил не выпускать бутлег, а дождаться официального одобрения.
Фрэнк был гостем на XM Radio в пятницу после смерти MJ и рассказывал про ремиксы "Remember The Time" — про то, как у него волосы встали дыбом, когда Стив "Silk" Херли сыграл ему свой ремикс. Фрэнк был просто счастлив, потому что знал, что этот ремикс очень выручит Майкла.
Роб: Я вообще-то даже сделал для Хани сэмпл-кассету с треками "Earth Song". Этот приказ пришел от звукозаписывающей компании, так что не знаю, над чем Хани работал до этого и готовил ли какой-то бутлег. Еще я в то время работал с инженером Дэвида Моралеса над подготовкой сэмпловых кассет и мультитреков для ремиксов.
MJ в студии никогда не упоминал ремиксеров, извини.
Майкл указан на альбоме HIStory как гитарист и ударник. Я практически уверен, что это относится к новому на тот момент материалу, потому что на предыдущих дисках он никогда не упоминался в списке гитаристов. Вы когда-нибудь во время записи видели, чтобы Майкл играл на гитаре? Его имя там меня очень удивило, так как 1) никто никогда не упоминал, что он играет на гитаре и 2) вы только посмотрите на другие имена в этом списке!
Что еще интересно, он упомянут как аранжировщик струнных. Для этого ведь нужна высокая техническая компетенция. Можете пролить свет на его роль в этом деле? Известно ли, какие песни/партии он сыграл или аранжировал?
(Состав исполнителей альбома можно посмотреть здесь)
Роб: Я никогда не видел, чтобы Майкл играл на гитаре, но может и играл… Ударные партии он исполнял: обычно палочками на полу и других поверхностях.
MJ приложил руку ко всем струнным аранжировкам. Как правило, он пел партии Брэду Баксеру, и Брэд выстраивал предложенные Майклом мелодии перед тем, как передать их Джереми Лаббоку или Биллу Россу. Может быть, Майкл не понимал, что просит в техническом смысле, но он держал все партии у себя в голове.
Продолжение следует…
Предыдущие части: 1, 2, 3
Кое-где я сомневаюсь в переводе музыкального жаргона — там оставила в скобках английский вариант. Поправьте, если что не так.
Я слышал, Майкл играл на гитаре в "D.S.". Правда ли это и правда ли, что Майкл на самом деле спел "Tom Sneddon is a cold man" (об окружном прокуроре, который пытался его обвинить), но потом замаскировал этот факт, назвав песню "D.S." (Dom Sheldon)? Я думаю, что и слова песни с упоминанием Dom Sheldon напечатаны в буклете HIStory для того, чтобы скрыть этот факт и избежать судебного иска. (Кстати, ранний текст этой песни, написанный Майклом от руки и озаглавленный "T.S.", сейчас выставлен на аукцион — прим. пер.)
И еще, можете рассказать немного о том, как Майкл записывал бэк-вокалы с несколькими наложениями? Гармония в них просто невероятная!
Роб: "D.S."? Эту песню я комментировать не буду…
Он просто накладывал партии одну на другую; никакой автоподстройки, никакого редактирования. Вот так он умел делать! Потрясающе.
По поводу битбокса: можете поделиться какой-нибудь информацией о цепи записи и о том, какая обработка применялась? Полагаю, что сэмплы ударных все же использовались (хотя бы в качестве дополнения) — ведь звучание такое сильное и богатое!
Роб: На записи есть несколько мест, где идет один только битбокс, без обработки и наложений (в голову приходит "Stranger in Moscow"). Но часто мы просто брали полутактовые петли и клали их на ритм. Сильное и богатое? Это почерк Брюса!
Каким гелем для волос пользовался Майкл? Что он ел в студии? Какой у него был одеколон? (поскольку форум посвящен звукозаписи, вопрос собрал много лулзов :) — прим. пер.)
Роб: Насчет геля не знаю — чаще всего он был в своей знаменитой шляпе. Ел он обычно суши (с большим количеством васаби), когда вообще ел. Одеколоном каким-то пользовался, но марку не вспомню…
Роб, было бы очень интересно узнать о техниках микширования бэк-вокала MJ. Может быть, то, что вам кажется очевидным, для многих здесь станет откровением. Конечно, ясно, что качественные партии и аранжировки — ключ к успеху! А также гениальный ритм, музыкальность и исполнение такого классного вокалиста как MJ… Были ли у него бэк-вокалисты, с которыми он работал на регулярной основе?
Роб: Многое из того, что делал MJ, — это просто сочетание отличных аранжировок, его вокального таланта и магии Брюса. Никаких особых секретов тут нет. Брюс известен своим минимализмом по части обработки. Все достигается за счет баланса, точного выравнивания и отличных ревербераторов (EMT 250, EMT 252 и TC M5000). Минимум компрессии, а иногда и полное ее отсутствие.
В большинстве случаев все бэк-вокалы пел сам MJ. В "Money" присутствует еще пара человек, в "Scream" — MJ и Джанет, в "HIStory" — Boyz to Men, а в остальной части альбома, кажется, везде только Майкл.
Вокальная цепь была, в общем-то, одна и та же: с C800G в 1084, затем компрессор silver face 1176 выставленный в 20:1, чтобы сбить пики. Бэк-вокал для "Money" записывался с бюсовых fet47 в такую же цепь. Для бэк-вокала к "Scream" снова использовался C800g. На записи Boyz to men я не был, но почему-то мне кажется, что это был AKG The Tube. Их записывали в главной комнате Larrabee в присутствии Джимми. Если я ошибаюсь, то тогда значит это C12 или снова C800G.
Что же касается MJ, то все эти звуки, которые он издавал голосом, а также притопывания, щелчки пальцами и хлопки присутствуют в треках бэк-вокала. К тому времени, когда Майкл заканчивает партию сопровождения, у вас уже есть целый дополнительный перкуссионный ансамбль! Брюс все это оставлял в треках.
Брюс или кто-нибудь еще из ребят делал миксы для живых концертов Майкла? Они ведь всегда отличались от альбомных версий. И можете рассказать подробнее об удлиненных миксах: для каких песен были сделаны удлиненные версии и почему?
Роб: Мы брали миксы Брюса, загружали их в ProTools (обычно в виде стемов) и делали из них расширенные версии для концертов по указаниям MJ, Брэда (звукорежиссера), и иногда хореографов. На моей памяти песни, которые требовалось удлинить, отбирал MJ и хореографы.
Куинси Джонс говорил, что Майкл предпочитал работать в темноте и в одиночестве, когда пел эмоциональные песни. Вы были этому свидетелем?
Роб: Когда приходил Майкл, в студии всегда было очень темно. Света было так мало, что иногда мы едва видели аппаратуру. :)
Я помню, что видел Брэда Баксера, когда он работал с Майклом над фильмом "Ghosts" где-то во время HIStory. У него был клавишный пульт с записанными музыкальными эффектами и ритмом к "2Bad", и все идеи, которые приходили в голову Майклу, Брэд реализовывал прямо там, на месте. Получается, что все мелодии из студии сливались в этот пульт?
Вы работали над какими-нибудь треками для видео Ghosts? Я знаю, что в видео использованы версии песен "Ghosts" и "Is It Scary" с еще не законченной музыкой.
Роб: Я работал над всеми треками для короткометражки вместе с Брэдом и Эдди Деленой. Мы были в Record One в Шерман Оукс, когда снимали фильм. MJ и хореографы звонили и сообщали нам о необходимых изменениях, а мы оперативно доставляли их на съемочную площадку. В какой-то момент Брэд установил клавишный пульт прямо на съемочной площадке — для вдохновения и записи новой музыки, которую хотел услышать Майкл. Мы выстроили несколько наборов сэмплов из звуков, присутствовавших в записи, а также из сэмплов дополнительных эффектов, записанных вместе с танцорами в Бербанке, в студии, которая тогда называлась Royaltone.
Майклу очень нравилась песня "Owner Of ALonely Heart" группы Yes, и вроде бы сэмпл из нее использован в "D.S.". Может быть, я плохо слушаю, но я его не слышу. Это оркестровый акцент (orchestra hit)? Расскажите, пожалуйста.
И еще, вы что-нибудь знаете о студии, которая была у Майкла в Неверлэнд?
Роб: Да, это оркестровый акцент из "Owner of a lonely heart"…
Я никогда не видел студии в Неверлэнд. У нас была там вечеринка после окончания работы над HIStory, но, насколько мне известно, в то время студии не было.
Вы говорили, что выстраивали альбом HIStory после того, как записали более 40 песен. Были ли песни, которые попали в «окончательную редакцию» в последний момент?
Ходил слух, что "Come Together" включили в альбом перед самым выпуском вместо другой песни — это правда? Если так, то что это должна была быть за песня? (Может быть, "Face" или "Fear"?)
Многое ли поменяли при выстраивании альбома? Планировали ли с самого начала, что "Scream" будет первым треком, а "Smile" — заключительным?
Это Майкл настаивал на длине альбомов в 77:07 минут? (Dangerous, HIStory и Invincible — все длиной 77:07 минут.)
Роб: Я могу ответить на пару из этих вопросов. Под конец работы над альбомом нас сильно подгоняла Sony, поэтому в определенный момент мы устроили совещание с Брюсом, MJ и ключевыми людьми из команды и решили, какие песни будем заканчивать. Это было где-то за месяц до окончания альбома. В последнюю минуту ничего не решалось, хотя "Come Together" добавили уже на поздней стадии проекта. Насколько мне известно, никаких песен с названиями Fear или Face в альбоме было, если только это не какие-то неофициальные названия, которые были в голове у MJ.
Я думаю, 77:07 — это просто максимальная длительность, которую возможно уместить на CD.
Может быть, по остальным вопросам Джон что-то подскажет.
Джон: Как я уже упоминал, совещание, на котором мы с Майклом «торговались» в студии Берни Грандмена, нужно было лишь затем, чтобы сократить имевшийся у нас материал (около 83:00 минут аудио, насколько я помню…) до длительности, помещающейся на CD. Никаких песен, которые бы «попали в окончательную редакцию в последний момент» не было абсолютно точно. Брюс дал мне порядок треков и копии всех песен примерно за неделю до микширования. Я потратил некоторое время на создание пробных миксов, так чтобы у Майкла было несколько вариантов на выбор.
Выше я забыл упомянуть одну вещь. Как я уже сказал, Майкл очень не хотел ничего вырезать, хотя некоторые места прямо напрашивались. Например, был какой-нибудь кусок, состоящий из десяти тактов одного лишь ритма ударных. Я предлагал урезать его до восьми или даже шести тактов, но Майкл тут же заявлял, что каждый такт критичен. Также, как я уже сказал, там был Джимми Джем, который меня поддерживал и говорил, что песни звучат только лучше, если их немного подсократить. Но Майкла невозможно было сдвинуть с места. Всех нас спас Брюс, который зашел и авторитетно сказал Майклу, что я должен что-нибудь вырезать, иначе нам придется убрать с альбома одну песню: в формат CD невозможно вместить 80 с лишним минут. Он просто поставил Майкла перед фактом: надо либо убрать одну песню, либо внести изменения. С этого момента работа закипела, и в конце концов мы сократили аудио до размера, который помещался на CD.
Сомневаюсь, что Майкл добивался какой-то конкретной длительности альбома. Это была веселая ночка. Очень надеюсь когда-нибудь получить видеозапись для семейного архива!
Сегодня печальный день из-за этой мемориальной службы, но одна вещь меня ободряет. Я вижу, что в целом, говоря о смерти Майкла, люди концентрируются на всем том хорошем, что он привнес: на музыке, вокале, танце, благотворительной деятельности и т.д., и гораздо меньше — на эксцентричности, о которой столько писали. Тот Майкл, которого знали мы с Робом, был потрясающим человеком: вежливым, скромным, стремящимся постоянно совершенствовать свое искусство. И совсем не таким, каким его изображала пресса, — во всяком случае, в личном общении. Я думаю, мир многого лишился, потеряв его.
Роб, вы знаете, какие дополнительные песни предполагалось включить в HIStory в те времена, когда альбом еще планировался как сборник Greatest Hits?
Роб: Сейчас сложно вспомнить. Я знаю, что "Stranger in Moscow" была одной первых, над которыми мы работали, а также "Too Bad". "They Don't Care About Us" появилась рано, и, кажется, "D.S." и "Money". Но, насколько я помню, во время сессий мы не обсуждали, что должно было изначально попасть в альбом.
Очень интересно, как создавались эти гейтированные сэмплы малых барабанов (gated snare samples). Думаю, применялось сильная компрессия и гейтированная реверберация, да? Кто-нибудь знает? Это звучание малых барабанов появляется на альбоме Bad и на всех последующих.
Роб: В HIStory мы просто использовали имевшиеся у нас сэмплы, слегка компрессированные на SSL. Подобные эффекты можно услышать в поп-музыке и сейчас, например, у Бритни и Джастина. Гейтированной реверберации в HIStory не было.
Я хотел бы узнать, кто придумал клавишную партию для "Human Nature". MJ? Грег Ф? Ах, если бы только это был я…
Джон: Полагаю, Стив Поркаро, соавтор песни. Он замечательный пианист.
Роб: Да, наверное, Стив. Мы с ним обсуждали "Human Nature". По-моему, финальный вариант на альбоме MJ мало отличается от первоначального демо. Даже задержки вокала, которые у были у Стива в PCM-70, попали в микс.
Кажется, я где-то читал пост Брюса о том, что Майкл спел замечательную партию для "Smile" вживую с оркестром (что подтверждали в этом треде), но, хотя всем она показалась безукоризненной, сам он остался неудовлетворен результатом и сделал еще несколько вариантов записи.
Роб: Майкл записал несколько живых партий с оркестром, которые по всем стандартам можно было назвать великолепными. Позже в тот день он записал еще несколько, и, кажется, еще несколько на следующий день. В сумме у нас было, по-моему, 14 вариантов вокала для "Smile".
Помимо рэпа Notorious BIG'а на "This Time Around" есть ли в HIStory еще вокальные партии, записанные с первой попытки?
Какие партии на этом альбоме дались Майклу легче всего и какие — тяжелее всего? Сколько попыток ему обычно требовалось? (я не имею в виду бэк-вокал)
Роб: Не припоминаю других вокальных партий, записанных с первой попытки. MJ был перфекционистом: он всегда пел еще и еще. Уверен, какие-то куски первых записей попали в финальную компиляцию, но не могу сказать какие именно и в каких песнях. Майкл пел до тех пор, пока у нас не кончалась пленка.
Один из его недавних продюсеров (Will.I.Am или Akon, не помню точно) говорил, что Майкл перед сессиями по три часа тренировал голос. А был ли в те времена с ним в студии тренер по вокалу, и распевался ли он так подолгу перед записью?
Роб: Майкл всегда распевался с Сетом Ригсом перед записью вокала. Я не помню, как подолгу, но это были основательные разминки.
Я дотошный коллекционер всяких (официальных) ремиксов, и мне интересно, есть ли у вас какие-нибудь истории на эту тему. Были ли у Майкла любимые ремиксеры, которых он упоминал? Навился ли ему особенно какой-нибудь ремикс из тех, что для него сделали?
Я слышал много историй от Фрэнка Кераоло, который в то время был менеджером по набору артистов в Sony. Когда принесли ремикс "In The Closet", MJ спросил, почему Фрэнки Наклз и его команда назвали его "The Mission Mix". Фрэнк (менеджер по набору артистов) спросил об этом ФН, и тот рассказал, что очень сложно было положить вокал на темп хауса.
А Хани взялся за "Earth Song" вообще для развлечения. Фрэнк Кераоло, услышав об этом, связался с ним и попросил не выпускать бутлег, а дождаться официального одобрения.
Фрэнк был гостем на XM Radio в пятницу после смерти MJ и рассказывал про ремиксы "Remember The Time" — про то, как у него волосы встали дыбом, когда Стив "Silk" Херли сыграл ему свой ремикс. Фрэнк был просто счастлив, потому что знал, что этот ремикс очень выручит Майкла.
Роб: Я вообще-то даже сделал для Хани сэмпл-кассету с треками "Earth Song". Этот приказ пришел от звукозаписывающей компании, так что не знаю, над чем Хани работал до этого и готовил ли какой-то бутлег. Еще я в то время работал с инженером Дэвида Моралеса над подготовкой сэмпловых кассет и мультитреков для ремиксов.
MJ в студии никогда не упоминал ремиксеров, извини.
Майкл указан на альбоме HIStory как гитарист и ударник. Я практически уверен, что это относится к новому на тот момент материалу, потому что на предыдущих дисках он никогда не упоминался в списке гитаристов. Вы когда-нибудь во время записи видели, чтобы Майкл играл на гитаре? Его имя там меня очень удивило, так как 1) никто никогда не упоминал, что он играет на гитаре и 2) вы только посмотрите на другие имена в этом списке!
Что еще интересно, он упомянут как аранжировщик струнных. Для этого ведь нужна высокая техническая компетенция. Можете пролить свет на его роль в этом деле? Известно ли, какие песни/партии он сыграл или аранжировал?
(Состав исполнителей альбома можно посмотреть здесь)
Роб: Я никогда не видел, чтобы Майкл играл на гитаре, но может и играл… Ударные партии он исполнял: обычно палочками на полу и других поверхностях.
MJ приложил руку ко всем струнным аранжировкам. Как правило, он пел партии Брэду Баксеру, и Брэд выстраивал предложенные Майклом мелодии перед тем, как передать их Джереми Лаббоку или Биллу Россу. Может быть, Майкл не понимал, что просит в техническом смысле, но он держал все партии у себя в голове.
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий